№13
Перевод английской записи беседы Черчилля и Сталина на его квартире в ночь с 15 на 16 августа 1942 года

По материалам книги: Ржешевский О. А. Сталин и Черчилль. Встречи. Беседы. Дискуссии. Документы, комментарии. 1941–1945. — М.: Наука, 2004
Британская запись дает более полное представление о содержании заключительной встречи двух лидеров.

Возможности делать письменные заметки не было, поэтому я (майор А. Бирс) не могу гарантировать точность или полноту записи. Что касается цифр, там, где я сомневаюсь, я поставил знак вопроса.

Присутствовали:
Премьер-министр.
Г-н И.В. Сталин.
Г-н В.М. Молотов.
Сэр Александр Кадоган (в поздние часы).
Переводчики: майор А.Х. Бирс, г-н Павлов.
Сталинобратился со следующими просьбами:

(а) О поставке грузовиков из Великобритании и США вместо танков. Выпуск танков в России был удовлетворительным, и не требовалось больше танков от нас, но у них не хватало грузовиков, и потребность в них была очень большой. Он объяснил, что каждую танковую бригаду следовало обеспечить грузовиками, чтобы можно было перевозить на грузовиках мотопехоту бригад, так как они быстро переводили пехотные дивизии в мотопехотные и какой огромной была потребность в грузовиках в тыловых районах. Им требовалось от 20 000 до 25 000 грузовиков в месяц от Великобритании и США, не важно, из какой именно страны. Россия производила 3000 грузовиков в месяц. Он подвел итог: «Посылайте нам грузовики вместо танков».

(б) Г-н Сталин затем спросил о поставках алюминия в оставшиеся месяцы этого года. Россия испытывала острую нехватку.

Черчилльответил, что он немедленно займется вопросом поставок грузовиков и алюминия. У нас были грузовики, были они и у США, трудность состояла в их доставке и в поставке покрышек до того, как начнет выпускать продукцию американский завод по производству резины «Rubber Ersatz». Надо было обеспечить дорогу через Персию. Г-н Сталин сказал, что северный путь намного лучше. Когда г-н Черчилль указал на опасности северного пути, г-н Сталин сказал, что суда могли бы идти самостоятельно вдоль кромки льдов, не опасаясь быть атакованными подводными лодками. Г-н Черчилль не согласился и сказал, что им все известно о трудностях этого пути. Состоялась дискуссия относительно целесообразности расчленять конвои: г-н Черчилль привел пример Средиземного моря, где были получены хорошие результаты. Если бы суда не были расчленены в случае с недавним конвоем на Севере, все суда, включая корабли сопровождения, были бы потоплены «Тирпитцем». У Англии есть три корабля: «Король Георг», «Граф Йоркский» и «Ансон», которые она не должна потерять, как она потеряла «Принца Уэльского» и «Рипалс». Мы не можем позволить себе использовать их в составе конвоев. Пока у Германии есть воздушные базы в Северной Норвегии, этот путь чрезвычайно опасен. Тем не менее 40 судов отправятся на Север России в первых числах сентября.

Сталинзатем предложил, чтобы против Северной Норвегии была предпринята операция с целью захвата немецких баз там и в Петсамо.
С этим премьер-министр немедленно согласился и тепло принял предложение. Он сказал, что он всегда желал проведения подобной операции. Г-н Сталин напомнил ему о предыдущем плане подобного рода, «но соответствующие Генеральные штабы не захотели этого».

После некоторой последующей дискуссии премьер-министр согласился на то, чтобы Англия предприняла наступление в Северной Норвегии и Петсамо в ноябре 1942 года совместно с русскими. Англия поставит две дивизии, специально подготовленные к операциям по высадке, а г-н Сталин сказал, что Россия поставит три дивизии или шесть бригад. Премьер-министр сказал, что относительно операции в Северной Норвегии он будет связываться напрямую с г-ном Сталиным, а последний будет телеграфировать ему, пользуясь позывным «Юпитер».

Сталинсказал, что он на нашем месте «строил бы больше эскадренных миноносцев и меньше линейных кораблей, чем мы построили». Премьер-министр отметил, что мы построили всего один линейный корабль после того, как началась война, и сосредоточились на эскадренных миноносцах и меньших кораблях, но в принципе он согласился с г-ном Сталиным.

Черчилльсказал, что наши бомбардировки германских городов увеличатся, как только ночи станут длиннее. Г-н Сталин сказал, что русские очень скоро попытаются бомбить Берлин и ряд других городов, таких как: Кенигсберг, Данциг,Тильзит, Мемель. Г-н Сталин несколько раз отмечал важность воздушных сил в этой войне.
Сталин ответил, что коллективизация ликвидировала нищенство, поскольку каждый член крестьянской семьи получил возможность самостоятельно зарабатывать и независимо жить. Тов. Сталинрассказал о том, что коллективизация была вызвана желанием внедрить в сельское хозяйство крупные машины,поднять его производительность. Это было возможно осуществить только в крупном хозяйстве. В результате коллективизации в СССР сильно возросла урожайность, особенно благодаря внедрению высококачественных семян. Что касается кулаков, то некоторое количество их было выселено в северные области СССР, где они получили участки земли. Остальные кулаки были перебиты самими крестьянами - настолько была ненависть к ним со стороны крестьян.

Черчилль, внимательно выслушав тов. Сталина, заметил, что коллективизация была, вероятно, весьма трудной работой.

Сталин ответил, что действительно коллективизация была очень трудной работой, на которую было затрачено несколько лет.

Сталин сообщил Черчиллю, что в ближайшее время мы предпримем налет на Берлин. Конечно, мы, ввиду дальности, можем послать только около 150 бомбардировщиков. Англичане находятся в лучшем положении, но у нас ходят слухи, что англичане с немцами заключили соглашение о том, чтобы воздерживаться от взаимных бомбардировок Лондона и Берлина.

Черчилль с некоторым раздражением ответил, что никакого соглашения по этому поводу нет и что они начнут бомбить Берлин, как только позволят метеорологические условия и ночи станут достаточно продолжительными. Нам нужно согласовать, сказал он, налеты английских и советских самолетов на Берлин, во избежание столкновений между ними.

Сталин ответил, что это, конечно, нужно сделать.
Сталин ответил, что он бы сделал это с удовольствием, но приемы не столь важны в данный момент, главное дело сейчас - победа. Он сказал, что он был в Англии в 1907 году, на съезде большевиков, вместе с Лениным, Плехановым, Горьким и другими. Премьер-министр спросил, был ли там Троцкий. Г-н Сталин ответил, что да, но что он уехал оттуда расстроенным, поскольку ему не поручили представлять какую-нибудь организацию, например, армию, на что Троцкий надеялся.

Черчилль сказал, что г-н Майский хороший посол. Г-н Сталин согласился, но сказал, что он мог бы быть лучше - он слишком много говорит и не может держать язык за зубами. Премьер-министр сказал, что г-н Майский недавно выступал перед членами палаты общин ... что было абсолютно правильно и своевременно. Радио стран Оси подало это, тем не менее, так, будто г-н Майский с галереи для публики поучал палату общин в вопросах англо-советских отношений.

Черчилль сказал, что в начале 1938 года, еще до Праги и Мюнхена, у него возник план создания Лиги трех Великих Демократий в составе Великобритании, США и СССР, которые вместе смогли бы вести за собой мир. Между ними не существовало антагонистических интересов. Г-н Сталин согласился и сказал, что он всегда рассчитывал на нечто подобное, но только при правительстве г-на Чемберлена такой план был бы невозможен. Он припомнил визит в Москву английской делегации в 1939 году. Любые переговоры с ними были невозможны. Например, английских и французских военачальников спросили, какие силы они могли бы выставить против Германии на Западе. Француз ответил - 80 дивизий, хотя он не уверен, что они полностью укомплектованы, а англичанин сказал - три дивизии. Французы не понимали важности танков. Затем делегации спросили, сколько русские смогут поставить на польскую границу. У г-на Сталина сложилось впечатление, что переговоры были неискренними и велись лишь для того, чтобы запугать Гитлера, с которым западные державы позже смогли бы договориться. Премьер-министр отметил, что он не входил в состав правительства в течение 11 лет, но он всегда предупреждал его об опасности. Он согласился, что в 1939 году за делегациями не было никакой весомой поддержки.
Черчилль сказал в шутку, что он думает, что президент США, когда он встретится с г-ном Сталиным, вероятно, захочет, чтобы он сделал что-нибудь по поводу Господа Бога!

Сталин шутку оценил и ответил, что лично он уважает Бога и надеется, что с божьей помощью они добьются победы.

Около 1 часа ночи вопрос совместного коммюнике был поднят премьер-министром. Сэр А. Кадоган и г-н Молотов приготовили варианты текстов. Наконец текст был согласован, и было решено просить британского посла уточнить с г-ном Молотовым точное время опубликования документа.

Премьер-министру вручили пачку фотоснимков, сделанных на банкете прошлым вечером. Фотографии подписали и премьер-министр, и г-н Сталин, а некоторые - премьер-министр и г-н Молотов.

Общая атмосфера была самой сердечной и дружеской.
Все материалы, использованные на сайте, взяты из открытых источников, ссылки на которые указаны в соответствующих разделах сайта.
Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с письменного разрешения Фонда Росконгресс или правообладателя и с указанием ссылки на сайт Фонда.
© 2020 Фонд Росконгресс
Тел./факс: +7 (495) 640 4440
Email: info@roscongress.org
Идея и дизайн: Андрей Майзелис
Разработка: Алексей Синельников