По материалам книги: Ржешевский О. А. Сталин и Черчилль. Встречи. Беседы. Дискуссии. Документы, комментарии. 1941−1945. — М.: Наука, 2004
Присутствовали: Сталин, Молотов, Антонов, переводчик Павлов – с советской стороны; Иден, Брук, Исмей, Джекоб, Баррос, Бирс – с английской стороны; Гарриман, Дин, Пейдж – с американской стороны.
Антонов описывает советский дальневосточный театр, указывая протяженность границ Советского Союза с Маньчжурией и Китаем, имеющиеся в районе театра железные дороги, и характеризует четыре возможных направления военных операций против Японии.
Антонов приводит данные о количестве и характере японских вооруженных сил в Маньчжурии и Корее. При этом тов. Антонов заявляет, что силы советских войск на Дальнем Востоке в данное время настолько ограниченны, что говорить о каких-либо активных действиях в настоящее время невозможно. Для развертывания активных операций необходимо будет накопить на Дальнем Востоке достаточное количество войск, чтобы иметь некоторое превосходство над японцами. Тов. Антонов указывает, что пропускная способность Сибирской железной дороги равна 36 парам поездов в сутки, причем 10 пар поездов необходимы для удовлетворения хозяйственных нужд. По ориентировочным расчетам потребуется пропустить, примерно, тысячу поездов для того, чтобы создать на Дальнем Востоке равенство в силах с японцами или получить некоторое превосходство над ними. Осуществление этой программы потребует от двух с половиной до трех месяцев.
Сталин заявляет, что в первую русско-японскую войну пропускная способность Сибирской железной дороги составила6 пар поездов. Тогдашний царский министр Куропаткин молил о том, чтобы довести пропускную способность железной дороги до7 пар поездов. Зная, что двухколейная Сибирская дорога не справится с перевозками снабжения для 35-40 дивизий, Советское Командование считает, что необходимо заранее создать запасы на Дальнем Востоке. В настоящее время на Дальнем Востоке уже имеются запасы на один месяц. Для создания двух-трехмесячных запасов хорошо было бы получить из США продовольствие и горючее, а также рельсы для достройки железной дороги, идущей из Советской Гавани в Комсомольск, и некоторое количество подвижного состава.
Гарриман спрашивает, как скоро после окончания войны с Германией СССР будет готов предпринять наступательные действия против Японии.
Сталин отвечает, что помимо осуществления программы концентрации советских вооруженных сил и создания для них запасов на Дальнем Востоке необходимо будет выяснить политические аспекты войны с Японией. Советский Союз должен будет знать, за что он будет сражаться. Когда это будет сделано, то СССР будет готов предпринять наступательные действия против Японии через 3 месяца после окончания войны с Германией.
Гарриман спрашивает, готово ли Советское Правительство принять из США 4-моторные бомбардировщики для создания на Дальнем Востоке советских стратегических военно-воздушных сил.
Сталин отвечает, что было бы желательно получить самолеты, но если американцам трудно их поставить, то Советское Правительство не будет просить об их поставке. Советское Командование было бы готово принять сразу 20 самолетов вместе с инструкторами.
Гарриман отвечает, что он будет в скором времени в Вашингтоне и переговорит об этом с начальниками штабов.
Гарриман спрашивает, готово ли Советское Правительство предоставить американским военно-воздушным силам необходимые аэродромы в Приморском крае и Петропавловске.
Сталин отвечает, что аэродромы в Приморском крае и Петропавловске имеются, но их нужно будет расширить. Некоторое количество этих аэродромов может быть выбрано и подготовлено для американских военно-воздушных сил.
Сталин заявляет, что необходимо детально ознакомиться со стратегическими планами англичан и американцев на Дальнем Востоке, которые известны Советскому Командованию лишь схематично. Это нужно сделать для того, чтобы привести советские планы в соответствие с англо-американскими.
Гарриман отвечает, что между советскими и американскими военными в Москве могут немедленно начаться соответствующие переговоры с целью согласования планов союзников и обмена информацией. В частности, он, Гарриман, и генерал Дин были бы готовы завтра встретиться для этой цели с Маршалом Сталиным.
Сталин говорит, что хорошо было бы встретиться трем союзникам по этому вопросу.
Иден отвечает, что его не интересует детальный план и поэтому он, Иден, думает, что лучше, если встретятся только Гарриман и Дин с Маршалом Сталиным.
Вечером 14 октября Сталин и Черчилль были в Большом театре на балете «Жизель», главную роль в котором исполняла О.В. Лепешинская, но на заседании 15 октября Черчилль отсутствовал, так как заболел. Тем не менее в первой половине дня он пригласил к себе в резиденцию Идена, Исмея и Харви, а также С. Миколайчика с сопровождавшими его лицами и имел с ними непродолжительную беседу. Были приняты необходимые меры для выздоровления премьер-министра, подготовлен срочный прилет из Каира группы британских медиков, предложена помощь личного врача Сталина профессора В. Виноградова, но все обошлось, и на следующий день состоялась очередная встреча Черчилля со Сталиным.
Все материалы, использованные на сайте, взяты из открытых источников, ссылки на которые указаны в соответствующих разделах сайта. Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с письменного разрешения Фонда Росконгресс или правообладателя и с указанием ссылки на сайт Фонда.