30 января, незадолго до Ялтинской конференции, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль встретились на Мальте, чтобы обсудить стратегический план действий в Западной Европе. Было принято решение о нежелательности продвижения советских войск к Центральной Европе. Дальнейший ход действий необходимо было обсуждать со Сталиным.
Непростая ситуация, обусловленная неуклонным сближением западного и восточного фронтов, требовала безотлагательного решения по широкому кругу вопросов, начиная от разработки условий безоговорочной капитуляции Германии и дальнейшего управления «Большим Берлином» до раздела послевоенных сфер влияния в Европе.
В связи с этим в конференции участвовали не только главы государств и министры иностранных дел, но также командующие штабов, военные стратеги, советники и эксперты, отвечавшие за рассмотрение вопросов, требующих особой компетенции. Делегацию СССР возглавил председатель Совнаркома И.В. Сталин. Делегацией Великобритании руководил премьер-министр Уинстон Черчилль. Интересы США представляли президент Франклин Рузвельт и госсекретарь Эдвард Стеттиниус.
Ялтинская конференция во время подготовки имела кодовое название «Аргонавт», такое имя ей придумал Черчилль.