КОНФЕРЕНЦИИ ПОБЕДЫ
ВТОРАЯ МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
КОНФЕРЕНЦИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, ИЗМЕНИВШИЕ ИСТОРИЮ
Вторая Московская конференция
Дальнейшее развитие межсоюзнические отношения стран антигитлеровской коалиции получили на августовских переговорах в Москве.

О большом значении этой конференции говорит тот факт, что для участия в ней в столицу СССР лично прибыл премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Основной целью встречи была разработка плана действий, направленных на ускорение окончания войны, а также решение вопроса о возможности открытия второго фронта в Европе, на который Советский Союз возлагал большие надежды.

  • 12–17 августа 1942 года

  • Москва, Кремль
Главы делегаций:

И.В. Сталин (председатель Совета народных комиссаров)

Уинстон Черчилль (премьер-министр Великобритании)

Аверелл Гарриман (доверенное лицо Франклина Рузвельта, специальный представитель президента США в СССР и Великобритании)

С советской стороны в переговорах также приняли участие народный комиссар иностранных дел В.М. Молотов и маршал К.Е. Ворошилов.

Со стороны британской делегации: начальник Имперского Генерального штаба Алан Брук, генерал Арчибальд Уэйвелл, верховный главнокомандующий Королевскими ВВС Артур Теддер, заместитель министра иностранных дел Великобритании Александр Кадоган.
Фашистская Германия предпринимает колоссальные усилия по захвату Сталинграда. Красная Армия наступает в западном направлении. С 17 июля 1942 г. ведется стратегическая операция по обороне Сталинграда. Однако положение становится крайне опасным. На фронт прибывают новые части союзников Германии, в том числе 8-я итальянская армия. Гитлер считает, что боевая мощь СССР сильно подорвана (техники и боеприпасов, действительно, не хватало) и вермахт способен нанести сокрушительный удар. В этих условиях принципиально важное для Советского Союза значение имело открытие в Европе второго фронта.

Тот факт, что для участия во Второй Московской конференции прибыл лично Уинстон Черчилль, говорит об особом положении на фронтах, которое могло стать переломным моментом в ходе войны.
Вторая Московская конференция была организована на самом высоком уровне и проходила в Кремле.

Несмотря на предложение Черчилля организовать встречу в Астрахани или любом другом месте, перелет в которое удобен через Каир, Сталин возразил, что не считает возможным «оставить столицу во время напряженной борьбы».

После проведения пробного полета на большой высоте с использованием кислородной маски и получения медицинского заключения о том, что 65-летний глава правительства Великобритании способен перенести длительный полет, Черчилль выразил Сталину свою готовность прибыть в СССР.

1 августа 1942 г. Черчилль вылетел в Москву на бомбардировщике Liberator, который использовался в качестве личного самолета премьер-министра. Сделав ряд остановок для отдыха и решения других политических вопросов в Гибралтаре, Каире и Тегеране, Черчилль прибыл в столицу и приземлился на Ходынском поле 12 августа. В тот же день в Москву прибыл Гарриман.
Нужно отметить, что Уинстон Черчилль достаточно часто перемещался между США и Великобританией. Для этих целей в 1942 году из Канады доставили бомбардировщик B-24 Liberator и переоборудовали в VIP-транспорт. Он получил бортовой номер AL504 и собственное имя «Коммандо».

Премьер-министр в своих воспоминаниях писал, что это был очень неудобный и опасный для пассажиров самолет, даже несмотря на мягкие кресла, внутреннее освещение и кровать. Например, однажды Черчилль проснулся от того, что система отопления вышла из строя. В разогретом воздухе салона самолета сильно пахло керосином. Обогрев тут же выключили, но остаток полета премьер провел в шелковой рубашке и пижамных штанах, что явно не доставило ему удовольствия.
У. Черчилль на борту бомбардировщика B-24 Liberator «Командо»
Организаторы Московской конференции приложили немало сил, чтобы пребывание Черчилля в столице Советского Союза было максимально комфортным. Резиденцией премьер-министра Великобритании стала подмосковная государственная дача №7, расположенная неподалеку от дачи Сталина в Кунцево. На казенном советском языке это место называли «объект № 7». Впечатления от пребывания в Москве Черчилль подробно опишет в книге своих воспоминаний. В частности, глава английской делегации отметил, что все было обставлено totalitarian lavishness, то есть с щедростью, расточительностью и чрезмерностью.

Интересны и другие воспоминания Черчилля.

По дороге на дачу он опустил боковое стекло правительственного автомобиля и с удивлением обнаружил, что его толщина составляет не менее 5 см. Сопровождавший его Молотов пояснил, что так обеспечиваются меры безопасности.

Черчилль также обратил внимание, что улицы Москвы были практически пустыми: движение по маршруту проезда правительственного кортежа было на несколько часов перекрыто.

Также премьер-министр Великобритании отмечал в своей книге, что в его подмосковной резиденции буфеты ломились от всевозможных напитков и яств. Многочисленный обслуживающий персонал был настолько хорошо обучен, что умел казаться незаметным, предупреждая при этом малейшее пожелание высокого гостя.

Но что более всего поразило Черчилля – это наличие кранов-смесителей, которыми были оснащены ванна и умывальники. В Англии долгое время было принято (во многих местах до сих пор) пользоваться разными кранами для горячей и холодной воды, то есть смешивать воду до нужной температуры в раковине с заглушкой в сливном отверстии.
Черчилля приятно удивила возможность мыть руки прямо под теплой струей воды.
«Эту систему я взял на заметку и применил у себя дома. Если нет дефицита в воде, это самая лучшая система»
Уинстон Черчилль
премьер-министр Великобритании
Работа Второй Московской конференции продолжалась 6 дней: с утра и до позднего вечера члены делегаций трех стран находились в Кремле.
Во время встречи в Кремле в августе 1942 г. Слева направо: заместитель министра иностранных дел Великобритании А. Кадоган, переводчик В.Н. Павлов, Премьер-министр Великобритании У. Черчилль, специальный представитель президента США А. Гарриман, председатель Совета народных комиссаров СССР И.В. Сталин и народный комиссар иностранных дел СССР В.М. Молотов.
В первый же день переговоров Черчилль сообщил о невозможности открытия второго фронта в Европе с целью отвлечь германские армии с восточного фронта на запад в 1942 году. Несмотря на то, что это событие было предрешено предыдущими соглашениями, союзники заявили о переносе сроков своего наступления в Европе на 1943 год. Английский премьер-министр сообщил о намерении Великобритании и США в октябре 1942 года начать военные действия в Северной Африке. В поддержку этого сообщения выступил и представитель американского президента Гарриман.

Вечером 14 августа организаторы конференции пригласили иностранных гостей на торжественный ужин, который проходил в бальном зале Екатерины Великой Московского Кремля. Почетных гостей – почти 100 человек – разместили за длинным столом, во главе которого сидели Сталин, Черчилль и Гарриман. Между колоннами размещались небольшие столы для рядовых участников конференции.

Высоких гостей потчевали русской водкой, угощали изысканными деликатесами, включая горы черной икры, и подавали втрое больше блюд, чем можно было съесть. Официанты в белоснежной униформе предупредительно отслеживали каждое пожелание высокопоставленных гостей.

Ближе к полуночи Сталин пригласил Черчилля в свой кабинет на кофе и ликер. Лидеры сфотографировались на память. Чуть позже по приглашению Сталина к ним присоединился Гарриман.
Историческая памятная фотография: Черчилль, Сталин, Гарриман в Кремле, 14 августа 1942 г.
15 августа после завершения официальных рабочих совещаний Сталин пригласил Черчилля в свою кремлевскую квартиру, где к ним присоединились дочь Сталина Светлана Аллилуева и Молотов.
Черчилль и Сталин, Москва, 1942 г.
В заключительный день работы конференции стороны подписали коммюнике и протокол о соглашениях.

16 августа 1942 г. Молотов сопроводил делегатов конференции в аэропорт. По завершении церемоний, включающих исполнение гимнов трех стран, делегаты отбыли из Москвы на бомбардировщиках Liberator.

Несмотря на то, что итоги Второй Московской конференции не вполне оправдали ожидания Сталина, поскольку союзники в первый же день отказались от формирования в Европе второго фронта, одним из важнейших итогов конференции стало установление личного контакта между Сталиным и Черчиллем, положившего начало снижению напряженности отношений между лидерами и укреплению дружественного союза между государствами.

«Я определенно воодушевлен своим визитом в Москву. Уверен, что если бы сообщенная мною лично разочаровывающая новость была бы передана любым другим образом, то это привело бы к очень серьезному охлаждению наших отношений»
Уинстон Черчилль
премьер-министр Великобритании
Документы конференции
Телеграммы, стенограммы переговоров, документы
Телеграмма И.В. Сталина премьер-министру Великобритании У. Черчиллю
Первая встреча и беседа (продолжалась около четырех часов)
Послание К.Е. Ворошилова И.В. Сталину и В.М. Молотову
Телеграммы о ходе переговоров в Москве
Перевод английской записи беседы на квартире Сталина
Переговоры Премьер-Министра Великобритании с Председателем Совета Народных Комиссаров СССР
Все материалы, использованные на сайте, взяты из открытых источников, ссылки на которые указаны в соответствующих разделах сайта.
Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с письменного разрешения Фонда Росконгресс или правообладателя и с указанием ссылки на сайт Фонда.
© 2020 Фонд Росконгресс
Тел./факс: +7 (495) 640 4440
Email: info@roscongress.org
Идея и дизайн: Андрей Майзелис
Разработка: Алексей Синельников